Будяк Иван Леонидович : другие произведения.

Self-concepts

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

На этот раз без преамбул, ибо времени в обрез. Очерёдность отзывов случайная. Заранее прошу прощения у участников, если вдруг не успею дописать обзор до завершения судейского голосования.

31. Андрощук И.К., "Мост"
На первый взгляд, просто добротное стихотворение - без технических изысков, но и без изъянов. И даже не самое изобретательное в концовке - подумалось мне, что последнюю строку можно было бы разнообразить больше, чем просто добавлением слова длинный (которое, несомненно, важно в смысловом плане).
И при всём этом - очень понравилось. Понравился простой и ясный язык. Понравилось, как автор к месту использует повторы (темнота в соседних строфах, почти молитвенные иду, иду, гуще, гуще) для передачи настроения. Собственно, настроение тут и является философским наполнением - мне прочитался экзистенциальный страх живущего (мост - очевидная аллегория человеческой жизни). И оно находит отклик.

11.
Ивченко Е., "Мне нечего..."
Стихотворение вышло (возможно, помимо воли автора) эдаким противоречивым манифестом. Начав с мне нечего представить вам на суд, автор через девять строк с готовностью выворачивает каманы, перечисляя своих друзей. Вообще, третья строфа едва ли что-то добавляет к смыслу сказанного в первых двух. Куклы с нарисованной улыбкой, рыбки, тёмные очки отдают... хипстерством каким-то, что ли. Да, они привносят столь необходимые для живого звучания детали, а не общие фразы, однако в данном случае детали существуют отдельно от остального текста (даже графически) - и смотрятся надуманно.
В целом стихотворение мне понравилось, но, повторюсь, первые две строфы самодостаточны и художественно, и философски. Отдельно отмечу находки вроде охотников до домотканных пут и напрасный труд - мои часы сверять. Технически всё грамотно, даже глагольные рифмы слух и глаз не режут.

17.
Флорова В., "Вторые сутки колдуют духи"
Ведьминские стихи, приправленные нумерологией: то два, то три. Глубокий символизм, правда, прошёл мимо меня: не очень понял, где этом ворохе ярких картинок начинается и заканчивается философия. Только вакханалия в голове осталась. Вполне вероятно, я просто что-то пропустил (или пропустил сегодня вечером лишний коктейль). Ещё мне показалось, что в тексте банально много лишних слов ("воды") и штампов. Наверное, в экстазе так и должно быть, но при чтении в другом настроении автору трудно удержать читательское (моё) внимание.

9.
Клеандрова И.А., "Зеркало"
Общение с зеркалом - всегда немного лицедейство. Автор делится с читателем переживаниями от вживания - в кого? - в себя. На, казалось бы, простой вопрос "кто ты?" перед зеркалом ответить не так-то легко, ибо человек куда более пластичен, чем привык о себе думать (Стэнли Милгрэм, Зимбардо...). Так что, заигравшись с масками, рискуешь потерять "я". Философская составляющая текста определённо удалась!
Не понравилось мне исполнение, точнее, тон, в котором явно слышится позёрство - а вычурность и некоторая надуманность оборотов и образов (лик мирозданья, частью волшебной картины он станет) вкупе с откровенно дидактической концовкой (сходи, мол, к зеркалу, не забудь! - а то мы сами не знали...) претит. Я вижу и слышу не автора, а того, кем он хочет быть в моих глазах. Я говорю не с автором, а с зеркалом. В определённом смысле, это (и любое) стихотворение и есть полупрозрачное зеркало... Совершенное исполнение! (ой-ли?) Мне такое совершенство не по душе, ибо я чувствую себя обманутым - живого автора за текстом не видно и не слышно, только гладкие и правильные слова.

14.
Ратмир, "Место!"
Философский речетатив такой... Стихотворение характеризует место покоя, которое между Богом и опиумом (хорошее определение!) - действительно, укромная виртуальная бездна для "я". Интересно обыграно и неплохо подано (ритмически и визуально, вполне соответствует ходу мыслей зависшего в том самом месте - читаем lurk, ага). Много неизбитых сравнений. В принципе, понравилось. И понравилось бы совсем, без всяких принципов, если бы не комично-неуклюжие вставки вроде и сам будешь в белом или весьма для здоровья полезная. В общем, я бы текст сделал более броским, что ли... хотя опиаты, говорят, расслабляют.

18.
Запросто Ж., "на рыночной площади"
Однозначно гут! Потому что ассоциации. Потому что сразу напомнило конец романа "Мы": "Затем ее ввели под Колокол. У нее стало очень белое лицо, а так как глаза у нее темные и большие - то это было очень красиво." И, конечно: "И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить." Явная перекличка с "Вина человека в том, что он не верит в прогресс."
Не уверен, что понял, где в утончённой эстетике публичных казней скрывается философиЯ. Мне показалось, что речь о причинении именно душевной, а не физической боли (хорошо, что отменили смертную казнь), о бесцеремонной жестокости, чёрствости посторонних и близких, взрослых и детей - людей, одним словом. И - опять: (Хаксли, "О дивный новый мир")
-- Что вы от меня хотите? -- спросил он, обводя взглядом ухмыляющиеся лица. -- Что вы от меня хотите?
-- Бича хотим, -- ответила нестройно сотня голосов.-- Бичеванье покажи нам. Хотим бичеванья. -- Хотим бича, -- дружно начала группа поодаль, неторопливо и твердо скандируя. -- Хо-тим би-ча.
Другие тут же подхватили, как попугаи, раскатывая фразу все громче, и вскоре уже все кольцо ее твердило:
-- Хо-тим би-ча!

23.
Качур В.И., "учились"
Несмотря на слегка ироничный и даже отстранённый стиль повествования, горькая рефлексия слышится мне в стихотворении: каждому "я" выдаётся по реальности напрокат, а дальше - по бразильской системе... В контексте такой реальности (обобщённой, но оживляемой массой тонких наблюдений) и описана примерная схема эволюции "я". Текст понравился логичностью, целостностью, хотя ложка дёгтя попалась: смысл фразы чтоб колоть орехи, нужна печать я не расколол (остальное соединилось на удивление легко). Плюс не совсем согласен с авторской хронологией императивов. Однако к стихотворению напрямую это уже не относится.

27.
Мудрая Т.А., "Рисунок одиночества"
Стихотворение с явно выраженным градиентом "(не) нравится". Первая строфа мне приглянулась. Рука, раскрытая параллельно земле (как безжизненный цветок?) - интересно! Солнце, которое ладонью плещет в ладонь - здорово! Вторая строфа тоже хороша (и всё ещё относительно понятна). Следующие две строфы заставили мой мозг скрипеть, потому что количество возможных трактовок написанного стало рости экспоненциально. Автор начинает оперировать всё менее понятными моему буквоедству ассоциациями, и логически непротиворечивую картину того, что он хочет мне сказать, я построить не смог.
Апофеозом выступает, однако, последняя строфа: тут автор сбивается просто на эзотерические заклинания - их тех, что пишут в "гороскопах на этот год"... Почитатели Кастаньеды тоже часами могли разговаривать на этой тарабарщине. Допускаю, что только я такой скептик, но считаю, что при текущем количестве интерпретаций/строку в последней строфе можно запросто сообразить целую книгу "откровений". Что-то вроде: "Откройте себя ветру перемен. Не бойтесь. Огонь прошлого вас не опалит. Будьте тверды душой, но готовыми к будущему. Управляйте энергией - вот ключ к познанию." (это я за 15 секунд наваял - Боже упаси!)

2.
Глейзер К., "Всё будет - нужно подождать..."
При интересном философском наполнении (созерцательные игры со временем, где позже незаметно переплетается с леской памяти и почти превращается в долгожданное и спасительное никогда) поэтическая компонента ему явно проигрывает. Обилие внутренних рифм и просто созвучий в данном случае режет слух. Пожалуй, потому, что употребление иностранных слов в таких количествах мне не кажется оправданным - они не делают авторский слог стройней или мысль ясней. Это стихотворение вообще нельзя вообразить чьей-то речью, как и невозможно, выучив наизусть, просто шёпотом поговорить им самим с собой. Резюме: меня не оставляет ощущение искусственности этого текста, игры в слова. Вполне вероятно, что искусственность эта происходит от желания втиснуть в 24 строки максимум мыслей, ассоциаций, да ещё и с какими-нибудь техническими наворотами. Мимо.

28.
Зуев-Горьковский А.Л., "Конченый"
Философия безнадёжности, как внутренней, так и внешней. Ходка-водка-ходка. Бытие определяет сознание - вот оно, во всей красе: кончено, сдала жиганка гнида-приёмщица. Скажу, что автору стихотворение удалось. Удались неподдельные интонации, язык и особенно описание сна (самое сильное место в тексте, по-моему). СоцреализмЪ наизнанку.

30.
Тулина Ф.А., "Украшатель Мира"
Мощный стёб, и главное - ГРОМКИЙ. Поднятая тема, впрочем, совсем не стёбная: где проходит граница хулиганства и искусства? С учётом разнообразия форм, ныне принимаемых искусством, перед сторонниками крайних точек зрения открываются бескрайние и столь манящие просторы для холивара :) Будь этот конкурс немного менее серьёзной направленности, стихотворение могло бы оказаться в моих фаворитах. Но, по-моему, оно не вписывается в формат. Не потому, что оно плохое, а потому, что - другое. И вопрос немного выходит за рамки "я".

13.
Листай Я., "Клин утиный"
Интересное графическое оформление. Многообещающие случайные попытки левых рифм (падают-радуя, греет-реет), закончившиеся ничем. Cтранная фразеология реет в мозгу клин журавлиный. Клин, конечно, вышибают клином, но как за строку журавли превратились в ворон, я не очень понял. ФилософиЯ разочаровала: осенняя грусть и осень в душе уместней смотрелись бы на предыдущем конкурсе ("Философия осени"). Ничего нового (осень, как и любовь, относятся к традиционно "трудным" темам, ибо за века сказано о них практически всё). Как результат - в целом не впечатлило.
P.S. Автору: а утка у Вас машет крыльями просто очумело - через час такого полёта птица свалится от истощения. Поэтому лучше без анимаций. Или хоть другую частоту смены картинки поставьте, что ли...

20.
Овчинников П.Г., "Размышления О Смерти"
Вроде бы, из той же серии, что и "Украшатель Мира" - а, вроде бы, и не из той же. Почти фарсовый текст (с лапкой и ребёнком (а, быть может, двойней) коровы, человеком-кумиром, фразой как видно, в детстве не читала) заключает в себе при этом интересную отсылку к канонике Эпикура применительно к смерти. Действительно, "предвосхищение" смерти невозможно, т.к. знания о смерти априори нет. А если нет, то и бояться нечего - и, вуаля, в фокусе авторской иронии уже сам Эпикур. На самом деле, есть лишь боязнь физической боли (знакомой и людям, и животным); незаметный и безболезненный переход в мир иной страшен лишь отречением от этого мира. Серьёзная мысль, высказанная в намеренно несерьёзной форме.

22.
Воронина Т., "Синичий аэродром"
Трогающее (но не трогательное) стихотворение с синицами как единственным живым символом надежды среди глазниц полуподвальных рам (это хорошо сказано!) и немытых стёкол больницы. К сожалению, мне было сложно попасть в ритм, хотя пытался в разные дни и несколько раз. Да и в целом и мысль, и художественные средства её выражения отнюдь не новы: противопоставление больничного и за-стекольного как смерти и жизни не самый редкий приём. Например, заменяем синиц на лист, добавляем жертвенный поступок художника и получаем на выходе "Последний лист" О'Генри...

4.
Шумахер Я.С., "Из окуляра лупанара"
Этот текст должен был быть в финальном списке; если бы Алекс Трудлер не опередил меня, то "Из окуляра лупанара" туда добавил бы я. И вот почему. Потому что тут практически живописный сюрреализм (автор сам отсылает к Поплавскому), без которого конкурс стал бы куда более кефирным. Потому что в этом сюрреализме много не самых тривиальных словесных находок, которые не кажутся мне натянутыми. Потому что тут даже не подразумевается каких-то однозначных интерпретаций, и это избавляет читателя от тяжкой обязанности их выискивать, даря возможность просто наслаждаться возникающими картинами и думать то, что в данный момент думается. Потому что мне понравилось.

1.
Кольцевая В., "Сикстинская Варвара"
Мне кажется, что это очень личное стихотворение, поэтому постараюсь грязными руками особо не махать. Суть такова. Женщина и мужчина причащаются "Сикстинской Мадонны" Рафаэля в Дрездене. Рыжий/ражий немец продуктивно интерферирует с процессом, случайно вызывая у женщины серию флэшбэков. Собственно, содержание флэшбэков довольно очевидно, если принять во внимание трактовки "Офелии" Милле и сложить все аллегории по тексту. Всё по Фрейду, пусть и эзоповым языком. Св. Варвара, правда, защищает от внезапной смерти. Впрочем, смерть бывает и от (не)любви. Было бы в топе на "Философии любви". Но даже на "-фиИ" текст явно выделяется.

26.
Грэй Л.Д., "Злым гениям"
Кажется мне, что автор в состоянии активного поэтического роста. Технические навыки имеются, а своих, выстраданных тем не хватает, чтобы насытить тягу к творчеству. Отсюда вполе достойное по форме стихотворение, содержание которого ограничивается лозунгами, суть которых ясна уже после первой строфы и далее яснее не становится (из тех текстов, что можно читать с любого места). Беспочвенный бунт с туманно обозначенными целями и элементом самолюбования. Проходили. В 13 лет.

12.
Осторожнер Т., "Философия онлайн"
Гм... первый раз на этом конкурсе не знаю, что сказать. Как всегда, надеялся, что не будет такого текста - ан нет, вот он, тут как тут. Написано умело и со вкусом (вторая часть поживее), хотя это явно не то, что мне нравится. Мысль авторская размыта, но вполне понятна. Однако какого-то определённого отклика текст не вызвал. Просто не моё.

29.
Ролдугина С., "Мизантропия"
Стихотворение-зарисовка, стихотворение-набросок. Удачные образы, интересные рифмы (хотя, конечно, угол-полке - это рискованно). Чувство причастности стало невыносимым - центральная строка, очень созвучная моим сиюминутным настроениям: выпасть из времени на пару месяцев с возможностью вернуться в тот же миг, когда выпал. Вкрадчивое по мысли, вкрадчивое по звучанию стихотворение-зарисовка, стихотворение-набросок...

19.
Эзрас Э., "Зёрна (Диптих)"
Закольцованное стихотворение, причём действительно философское (с уклоном в религию). И форма диптиха тут удачна (включая рифмованность и не-рифмованность частей), хотя, как по мне, понять первую часть без второй сложней, чем наоборот. Поэтому начну со второй части. Во ней речь о человеческой жизни, уйдёшь и вернёшься = родишься и умрёшь. Человек уходит от Бога в жизнь зерном в череве матери и по дороге подбирает внутренние и внешние события (и тут интересное вложение - прорастающее зерно подбирает вехи своей жизни). А всё затем, чтобы начиться прощать - ибо так было завещано. Тут-то следует вернуться к первой части, где говорится о том, что не все зёрна были посеяны удачно и правильно. Но автор как бы отмахивается этими Ах, знаю! и подводит к последней строфе, которая, в свою очередь - трамплин во вторую часть.
Заметным минусом текста является то, что мысль, высказанная автором - при мастерской технике подачи - отнюдь не нова.

5.
Марцев Я.Ф., "Один против всех"
Весьма энергичные пять строф, но не очень понятно, о чём (и где искать философию "я"). О борьбе за правду, против всяких кривд? - Откуда они взялись, почему лирический герой собрался с ними бороться? Проверка "я" на прочность? - Разве других способов нет? В результате сильно напомнило другое конкурсное стихотворение (Грэй Л.Д., "Злым гениям"), где тоже надо было бежать с кем-то или чем-то сражаться. Главное - действовать, а Господь разберётся. И, опять же, строфы безболезненно для смыла тасуются в любом порядке.

15.
Чваков Д., "Ледолом"
Лирический герой берётся взорвать затор - и уплывает сам. Отменная самоирония, описывающая метания не одной поэтической души. Вот только затянуто, по-моему, не в меру.

24.
Рубцова Д., "Огни"
Очень изящное стихотворение, в котором замечательно передано настроение. Удачно выбраны образы: далёкие огни в зимней тьме кажутся миражами, не дарят тепла и даже света, существуют отдельно от реальности, в которой тишина, холод и лёд. Простые рифмы тут не воспринимаются недостатком, а, скорее, отсылают к классическим традициям. Туда же последовательные вопросы-ответы. Отличная работа, пример того, что при желании и умении можно сделать с совсем не новой темой и тривиальными рифмами.

16.
Бурель Л.Л., "Прописка"
Совершенно разрозненные строки, связать которые воедино у меня не вышло. Они более подошли бы к одностишиям на "Поэтических посиделках" или послужили бы поэтическим переводом предсказаний пифий Дельфийского оракула. Ибо каждая фраза имеет ещё и море возможных (и часто противоположных) трактовок.

6.
Даймар С., "Терракотовые сны"
Сюрреализм, но попроще, чем в других конкурсных текстах. И образы не такие уж оригинальные (хотя бы решетка ребер как тюрьма), и ритмически неряшливо (первая строфа с лишним слогом "выпадает" - если автор хотел свободы, не стоило сохранять размер в остальных трёх строфах; иначе стоило уж остаться с четырёхстопным ямбом). А так - сплошные полумеры. Вышло ни то ни сё.

25.
Москвичев Д.А., "С отливом"
У меня этот текст вызвал странную перекличку с другим конкурсным стихотворением, "на рыночной площади". Практически приквел, вы не находите? Те же универсальные место и время (Рим-пилигрим, беспардонный Берлин или разиня-Тулуза?). Те же довольные акулы... с набитым пузом за понимаемым мной метафорически стеклом. Тошно и пресно. И - главное - недвижимость... досконально довольных лиц. По-настоящему проникаешься. И начинаешь бояться, веришь ли ты в прогресс.
Из изъянов отмечу лишь некоторый избыток "так", "как" и "что".

7.
Key K., "2b"
"2b ор нот 2b?" - так, кажется, говаривал Вильям наш, понимаешь, Шекспир.
Тот случай, когда эпиграф находится на выигрышном фоне. Отличная авторская задумка (философиЯ пчелы/улитки/окружения Дюймовочки, фатализм-пофигизм), но, по-моему, чуть-чуть не дотянуто до идеального исполнения в первую очередь за счёт чуждых фразеологически остальному тексту соплей и халявы. Да и ни о чём жалей (как я понял, предлагается жалеть о пустом) работает вполне логичной, но "спотыкалкой". Понравилось, тем не менее.

3.
Бутченко К.И., "Память"
Довольно заурядная мысль, растянутая на четыре четверостишия со столь же заурядными рифмами и штампами почти в каждой строке.

21.
Крофтс Н., "Ностальгическое" или "О генах"
Совершенный технически текст, опять же, совершенно соответствующий теме конкурса, но душа не принимает его. Слишком уж спорный (намеренно или нет - решать не мне). Груз памяти предыдущих поколений неподъёмен; обобщения мне кажутся неуместными. Даже поэтически. И, вот ещё что...бой барабанный, по-моему, лишний в первой строфе. Обычно не до музыки.

8.
Виленкин Н., "...по восточному эху"
Две строфы о прыжке в известную автору неизвестность. Что рифмуется, то комплементарно и по смыслу: что ждёт ...по восточному эху // в направленьи на запад? - может быть альтер-эго // может быть альте захен... Обновление в виде alter ego или старые вещи, alte sachen (и как хорошо они аллитерируют!)? Но разве от себя убежишь в мандариновый запах или снег?
Так видится мне философиЯ этого стихотворения. Однако эмоционального отклика текст не вызвал, показался суховатым.

10.
Петропавловский Е.Е., "Если родился в краю полутрезвых ноликов..."
Очень интересная игра слов, за которой читается страшная истина: в этой юдоли так рано тебя не ждали... Человек в мире микому не нужен, он лишний и просто один из полутрезвых ноликов. Автор одну за другой разбивает иллюзии обезьян, считающих себя разумными.
Местами шероховато от смены лексики (без вреда смыслу, но хорошее всегда хочется сделать лучше - с известным результатом). И, по-моему, из текста выбивается слово глюк.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"